Отличие высокодоступного решения от отказоустойчивого решения Exchange

Всем привет!

Перед тем, как мы углубимся в описание того, как мы создаем наши решения на базе Exchange Server высокодоступными и отказоустойчивыми, важно понять отличие между высокой доступностью и отказоустойчивостью.

Доступность означает возможность быть использованным или полученным, а также быть в чьем-то распоряжении. С точки зрения нашего сервиса на базе Exchange Server, мы можем это интерпретировать, как доступность сервиса корпоративной почты для пользователей определенную часть времени, которая прописана в договоре. В течение этого времени, клиенты могут нормально работать с электронной почтой, а мы в свою очередь можем планировать обслуживание в штатном режиме.  Проще говоря, мы предоставляем сервис доступным для передачи почтовых сообщений и делаем его доступным для конечного потребителя. Стоит помнить, что время работы, так называемый аптайм (uptime) и время доступности — не являются синонимами. Сервис может быть запущен и может даже работать, но не быть доступен для конечного потребителя, например, в случае отказа за сетевых соединений.

Доступность любой ИТ-системы часто измеряется с использованием процентов.  Некоторые измеряют доступность по количеству девяток в SLA. Чем выше процент, тем выше доступность системы. Например, когда бизнес диктует, что сервис корпоративной почты должен быть доступен 99.9 процентов — это означает доступность в три девятки или класс 3.  99. 9% звучит превосходно, не правда ли? Многое зависит от самого конечного потребителя, его требований и целей. Если взглянуть на таблицу ниже, мы можем увидеть, что 99.9 процентов доступности означает, что наш сервис может быть недоступен для конечного потребителя почти 9 часов в год или по 10 минут каждую неделю в среднем значении.  Следующая таблица дает обзор усредненных показателей для различных значений доступности начиная от 90% и выше:

Для большинства конечных потребителей доступность в 99.9 процентов соотносится с их ожиданиями. Но бывают организации или даже целые отделы в этих организациях, где может требоваться доступность намного выше, чем 99.99%. Высокий уровень доступности не происходит сам по себе. Высокая доступность является результатом успешного планирования, грамотного проектирования и правильного обслуживания.

В идеальной среде любой системный администратор, который обслуживает Exchange Server, пытается достичь наивысший уровень доступности, насколько это возможно. Однако, чем выше уровень доступности необходимо достичь, тем выше стоимость и сложность требований, которые гарантируют эти дополнительные несколько минут или часов доступности.

Что касается отказоустойчивости, то стоит сказать, что устойчивость предполагает способность противостоять трудным условиям или быстро восстанавливаться в сложных обстоятельствах.

Отказоустойчивость — это возможность предоставлять удовлетворительный уровень обслуживания, когда возникают отказы в работе сервиса корпоративной почты. Если говорить более конкретно, то это означает, что нам, как сервис-провайдеру, необходимо быстро обеспечить восстановление серверов, сети и хранилищ данных, чтобы сервис продолжал работу в обычном режиме без прерываний.

Отказоустойчивость обычно достигается установкой дополнительного оборудования для избыточности. Вместе с тем, не устранив единые точки отказа и не выполняя правильное обслуживание серверного оборудования — отказоустойчивости не добиться. С одной стороны отказоустойчивость делает почтовый сервис более дорогим с другой стороны, мы делаем его более доступным для конечного потребителя.

ISOMAIL